Неделя по Богоявлении

Проповедь в неделю по Богоявлении,

произнесенная 24 января 2021 года алтарником, студентом 2 курса магистратуры  Тобольской Духовной Семинарии — Новоселовым Юрием (Георгием) Михайловичем.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Христе Отцы, дорогие Братья и Сестры!

Сегодня, в неделю по Богоявлении или просвещении, и в день памяти двух святых — древнего святого преподобного Феодосия Великого – общих житий начальника, жившего в V-VI веках и нашего русского святого преподобного Михаила Клопского, жившего в XIV-XV, Святая Церковь предлагает нашему вниманию 2 отрывка Евангельского повествования.

Первый Евангельский отрывок повествует нам о том, Как Господь Наш Иисус Христос после Крещения от Иоанна в водах Иорданских, и после преодоления  искушений от диавола, где одерживает полную победу над сатаной, показывая нам личный пример борьбы с тремя видами искушений: похотью плоти, похотью очес и гордостью житейскою, — выходит на общественное служение.

Лейтмотивом служения Христа, да и всего Евангельского повествования, звучит фраза, запечатленная у Апостола и Евангелиста Матфея в 4 главе, в 17 стихе: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

«Покаяние»- изменение всего сознания ветхого человека, ветхого Адама, совершилось 2000 с лишним лет назад, совершается и ныне, чему Святая Церковь-Невеста Христова неукоснительный свидетель. Этот кульминационный момент в истории человечества произошел и происходит ныне в душах людей. Переворот сознания и обращение душ сидевших и сидящих во тьме языческой ко Христу, к велию Свету, от Тени смертной к животу вечному.

Свет Христов тогда и ныне освятил всю вселенную, и мы видим, об этом говорит Евангелист и Апостол Матфей, что люди жаждали этого света, жаждали вновь обрести, потерянное Царствие Божие, которое по слову Христа: «Внутрь человека есть». И здесь Христос, когда услышал о том, что Иоанн Предтеча — великий учитель покаяния, среди избранного народа Израильского, взят под стражу, удаляется из Назарета в город Капернаум при море Галилейском, в пределы колен Завулоновых и Неффалимовых.

Тут Апостол Матфей акцентирует наше внимание на словах пророка ветхозаветного Исаии: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, Народ седящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».  Это пророчество Исаии свидетельствует, что Благая Евангельская весть будет направлена не только «к овцам погибшего дома Израилева», но и ко всему остальному языческому миру. Здесь раскрывается великая любовь Божия к людям, к падшему человечеству, что не только исполнилась «утеха Израиля», но и весь мир услышал этот главный Евангельский призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».

И сегодня вновь мы его слышим: «Покайтесь – ибо приблизилось Царствие Божие». Не когда-то 2000 лет назад, а ныне, сегодня, здесь и сейчас. Христос, взирая на каждую душу человеческую хочет согреть ее любовью, хочет вывезти ее из тьмы языческой на свет, хочет, чтобы человек и мы с вами отвернулись от тьмы, от греха, «сени смертной» и обратились к Своему Создателю.

Как же это осуществить? Зададимся вопросом? А Христос дает ответ неложный, на все времена и сроки: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Лишь через покаяние возможно, вновь обрести утраченную связь со Своим Создателем, обрести Христа Господа в своем Сердце. Без покаяния и изменения себя невозможна эта связь.

Необходимо приблизиться ко Христу, Который неустанно зовет нас в свои объятия Отча, зовет вместе с Собой иметь часть, зовет присоединиться к Божественной трапезе, к Святой Евхаристии, а средство достижения этого –покаяние. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Для того, чтобы «Царствие Божие приблизилось», и Бог сотворил в нас Себе обитель, необходимо обожиться, стать преподобным, подобным Богу, Своему Творцу. Как Христос приняв облик человеческий смирил Себя до зрака Раба, так и человек, простирая свои руце ко Творцу, должен через покаяние стать преподобным.

Как стать преподобным? Об этом повествует нам Евангелист Матфей во втором отрывке. Все мы его часто слышали и слышим ныне. В этих кратких словах Евангелия вся суть преподобия, вся суть возврата человека падшего к Своему Богу, Создателю и творцу.

Евангелист говорит: «Все предано мне Отцем Моим и никто не знает Сына кроме Отца и Отца никто не знает кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» А, что же хочет открыть Христос людям, и открывает в Евангелии. А тайны Царствия Божия, тайны домостроительства, тайны Спасения рода человеческого.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие и приидите ко Мне все труждающиеся и обременненные и я успокою вас». Да только Христос «Надежда и упование Наше, сможет принять нас всех, труждающихся и обременненных, а обремененных чем? Грехми. А грех, что есть? Беззаконие. Мы помрачены греховной скверной и сидим во тьме языческой, и не имеем выхода из этого ссотояния.

Но тут приходит в нашу жизнь Христос, который есть Свет. «Я есть — Свет миру», и очищает все темные уголки наших душ пораженных проказой греха, проклятия, смерти.

«Свет Христов — просвещает всех», Свет Евангельской чистоты, вечный призыв Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».

А как Его приблизить и сотворить плоды достойны покаяния? А надо внимать словам Христа: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим»

Жизнодавец Христос стоит возле сердца каждого человека, ибо Он желает Спасения всему Своему творению, что же предлагает здесь Христос к покаянному делу. Он предлагает взять «иго Христово», которое «благо и легко». Как взять иго, которое «благо и легко», ведь иго всегда тяжело и нелегко. Не укладывается в человеческое сознание, а надо его изменить, через покаяние, осознать свои немощи перед Творцом. Это и есть начало смирения.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Ибо только смиренные  сердцем могут  осуществить призыв Господень: «Покайтесь ибо приблизилось Царствие Божие», и тогда воистину «Иго Христово» становится «Благим и легким», человек соединяется со Творцом и становится преподобным. Аминь.