«Источник всякой истинной радости течет в храме, всякого истинного спокойствия и умирения совести, очищения, исцеления душевного и телесного, источник силы и бодрости душевной… От храма получают отраду и утешение, с очищением грехов и помилованием, и усопшие наши. Как горячо надо любить храм, как украшать его! И это делают все, познавшие ему цену; и за них молится Церковь, говоря: помолимся о сих, иже с верою, благоговением и страхом Божиим входят в он, и помолимся о плодоносящих и добродеющих во святом и всечестном храме сем, или: освяти любящие благолепие дому Твоего, Ты тех воспрослави божественною Твоею силою».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Пожертвования можно сделать денежным переводом на расчетный счет № 40703810122230100070
в Калужском отделении №8608 ПАО Сбербанка России г. Калуга
БИК 042908612, к/с 30101810100000000612
МПРОУ «АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ – ХРАМ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В Г. МАЛОЯРОСЛАВЦЕ
Всещедрый Господь да воздаст Вам сторицей!
«Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные,
не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней,»
— разъяснял Святитель Иоанн Златоуст тем, кто в его время не понимал значение сборов.
Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 – о деньгах. Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст – вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.
В древнем Израиле существовала довольно сложная система налогов на содержание храма, его служителей и благотворительные цели. Израилю предписывалось ежегодно приносить начатки плодов в «дом Господень» (ср. Исх. 23, 16, 19; 34, 26; Втор. 26, 1–11).
После Пятидесятницы христианские общины в рассеянии (в Риме, Антиохии, Македонии, Ахайе, Галатии и др.) собирали добровольную («по расположению сердца… не с принуждением» [2 Кор. 9, 7]) и посильную (сколько «позволит состояние» [1Кор. 16, 2]) милостыню для передачи Иерусалимской Церкви, о чем неоднократно сообщается в Апостоле (Деян. 11, 27–30; 24, 17; Рим. 15, 25–28; 1Кор. 16, 1–4; 2 Кор. 8–9; Гал. 2, 10).
Таким образом, в Новом Завете мы не находим ни явной отмены установленной Законом Моисея десятины, ни ее установления для христиан в виде обязательного фиксированного налога, как это было в Ветхом Завете. В посланиях апостола Павла акцент делается на милостыне, подаваемой нуждающимся по христианской к ним любви, а для любви нет закона. В то же время и Господь наш Иисус Христос (Мф. 10, 10; Лк. 10, 7), и апостол Павел (1Кор. 9, 1–14; 1Тим. 17–18) говорят о том, что благовестники Евангелия и священнослужители вправе получать материальное обеспечение от своей паствы.
I–III вв. — «Апостольские постановления» последовательно проводят мысль, что новозаветное священство, как «служащее алтарю» подобно ветхозаветному жречеству, «питается от алтаря» и осуществляет благотворительную деятельность: «Посему так как вы [клир – Авт.] несете бремя, то и нужно, чтобы вы первые пользовались плодами, и раздавали их нуждающимся…»; «части, десятины и начатки – первосвященнику Христу и служителям его» (II.25)[2].
На Руси десятина в пользу Церкви выплачивалась только государственной властью, начиная со св. равноап. Вел. князя Владимира – Крестителя Руси. Накануне революции 1917 г. Русская Церковь искала пути решения проблем содержания приходов, в частности, рассматривалась проблема финансирования жизнедеятельности Церкви в условиях отсутствия государственной поддержки. В соборном Определении «Введение к приходскому Уставу» особо оговаривалось, что «узаконяемое Уставом о православном приходе не есть что-либо новое», но воспроизводит древнюю практику в Греческой Православной Церкви и в России. Собор выражал надежду, что возрождение живой приходской жизни сможет спасти Россию:
«Так постепенно и устроится приходская жизнь по всей России в ее обновление из переживаемой духовной разрухи. Живительное начало христианской веры просветит тьму нашего духовного оскудения, поднимет дух в отдельных христианах, устроит семейную добрую жизнь, украсит через это и общественность нашу. Возродится душа народная от возрождения веры через приходскую жизнь, возродится и тело народной жизни – наша государственность»[34].
В истории Православной Церкви никогда не были платными таинства Причастия и Исповеди. Что же касается других таинств, то это — пожертвование, которое иногда бывает обязательным для тех, кто в состоянии его заплатить. Это вынужденная мера в нынешних условиях существования современных приходов. Вы когда-либо задумывались, кто платит за отопление, электричество, прочие коммунальные услуги, обязательные сегодня системы пожарной безопасности, ремонт, уборку, масло для лампад и многое другое? Вы приходите в храм — там тепло, светло, чисто, есть люди, которых можно спросить о том, что Вас интересует. Ваша посильная жертва помогает содержать приход.
К сожалению, люди склонны в храме не оставлять ничего или совсем незначительные деньги. Точно так же дело обстоит и с требами. Один священник на вопрос, сколько стоит крещение или отпевание, отвечал: «Я не могу положить предел вашему милосердию!»
В Церкви нет и не может быть платы. Ценники указывают на размер добровольных пожертвований — рекомендуемую сумму. Ибо Православная Церковь, согласно светским законам, регулирующим ее деятельность, является некоммерческой организацией, существующей на пожертвования прихожан.
А знаете, чем христиане отличаются от других людей? Для апостола Павла тем, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и
«при крайней бедности – без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2).