«Боже милостив буди мне грешному».
В неделю о мытаре и фарисее служба проходила в приделе Иоанна Воина, так как начали расписывать алтарь главного придела, где у нас обычно служится воскресная литургия. А, может, как в старые добрые, так как описывал жизнь Казанского храма священник Николай Кременский в книге «Городъ Малоярославецъ, Калужской губернiи, и Казанскiй въ немъ соборъ» : «Зимой арка закладывается рамой съ стеклами».
Служили отец настоятель и отец Максим, а проповедь читал Георгий Новоселов, наш новый алтарник: «Вчера за вечерним Богослужением мы впервые в этом году, а может кто-то и впервые в жизни услышал дивное песнопение, взятое из Триоди Постной: «Покаяния отверзи ми двери, жизнодавче, утрюнюет бо дух мой ко храму Святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен, но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию».
«…Господь Наш Иисус Христос вновь ныне обращает наш взор, взглянуть внутрь нас самих, посмотреть, как же ты живешь, о душа, готова ли ты встретиться со Своим Создателем и приобщилась ли ты хоть на йоту к Нему, к Жизнодавцу. Присмотримся к себе, заглянем в глубины нашего храма, в глубину души. Ведь тело — это храм души, души бессмертной, но очень страстной — отсюда скверна, отсюда — смрад греха, отсюда — осквернение всего человека. Чем оскверняется человек? Оскверняется человек грехми, оскверняется страстьми и стоит перед Своим Творцом весь опустошен, где гуляют ветры враждебные, где кипят страсти и нет места Христу Спасителю, нет места Истине и правде Божией.
Мы взглянули и — ужаснулись! Что же делать? Как вернуться ко храму Святому? Как услышать призыв Бога к покаянию в своем сердце? Взять эту эстафету, этот огонь и зажечь Божественный огонь в своей душе, чтобы из оскверненного Храма, где нечистота и смердение, она соделалась бы Домом Божиим, где Господь пришедши сотворил бы «вечерю любви».
Мы знаем, что Господь щедр, добр и многомилостив, «ибо Он хочет милости, а не жертвы», и любит безответно Свое создание — человека, взамен же ничего не требует. И вот, для нашего назидания Господь Наш Иисус Христос предлагает притчу Евангельскую о мытаре и фарисее.
«…Наши «герои» — это фарисей- ревнитель иудейского ветхозаветного закона, который соблюдал все предписания внешне, все правила благочестивой жизни, но о фарисеях Христос неоднократно со страниц Евангелия говорит: «горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, поядающие домы вдовиц и сирот»».
В притче показана молитва фарисея и молитва мытаря. В притче повествуется, как эти два человека пришли утром, как и мы с вами в храм Божий, пришли помолиться Нашему Творцу, поблагодарить Его за Его долготерпение, за милость, благодеяния и попросить здравия ближним, дальним, помолиться об усопших, ибо они ходатайствовать за себя не могут.
Молитва этих людей разная. Молитва Фарисея такова: «Боже благодарю Тебя. Что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Кажется, все правильно, фарисей благодарит Бога, а мы часто этого не делаем. Он — не вор. А из нас, кто хоть раз не взял чужого без спроса? Он — не обижал, а мы постоянно обижаем ближних. Он не был блудником, а мы постоянно в сем погрешаем, где мыслью, где словом, а где и делом. Все эти страсти кипят в нас. Фарисей соблюдал пост, а мы не всегда соблюдаем посты и постные дни установленные Матерью Церковью. Киваем на нашу немощь, а то до того расслабленны, что не постимся вовсе. Фарисей давал десятину от доходов на добрые дела, а мы этого не делаем, а все делаем для себя любимых. Мы — эгоистичны. Но фарисей все это соблюдал внешне, но оказался «повапленным гробом» — снаружи красив, а внутри полон нечистот и мерзости. Таково душевное состояние фарисея.
Другой была молитва мытаря –сборщика податей на Римскую власть, ибо Иудея была Римской провинцией во время земной жизни Господа Нашего Иисуса Христа и народ иудейский был в порабощении у Римлян, а мытари были сборщиками налогов, но сборщиками коррумпированными. Они были люди алчные и сребролюбивые, собирали не только врагам, но и себя родных и любимых не забывали. Иногда даже собирали себе больше, чем для властей, а для простых людей из еврейского народа это было двойное иго и мытарей ненавидели. И обвинения фарисея в адрес мытаря были справедливы. Но какова же молитва мытаря? Она немногословна в отличие от фарисейской. Мытарь не благодарит Бога, не кичится своими заслугами перед Ним, «не ищет своего», осознает всю полноту своей греховности, нечистоты, скверны, не гордиться, не превозноситься. Молитва мытаря исходит из сердца, оттуда, откуда казалось бы должны «исходить помышления злые», здесь наоборот эта молитва взыскует Бога и просит помиловать душу грешника: «Боже милостив буди мне грешнику». Кратко, четко, ясно.
«В словах мытаря открывается великий духовный смысл: мы спасаемся не своими делами, ни добродетелями, а лишь милостью и любовью Христа Спасителя. Он — наше упование, наше оправдание, наша заступа, наше все, без «Него не можем творить ничего», а с Ним можем «передвигать горы».
Можно долго говорить о покаянии, о нем написаны целые трактаты, но все это умещается в пяти словах мытаря: «Боже милостив буди мне грешному». В его молитве — покаяние всего человечества, однажды отступившего в грехопадении от Своего Создателя и Творца».
-
«Итак, возлюбленные отцы, дорогие братия сестры внемли церковным песнопениям: «Не помолимся фарисейски братия ибо возносящий себя смирится, а смиряй себя пред Богом, яко мытарь вознесется, очисти ны Боже нас грешных и помилуй нас. Аминь».
Почти месяц — до Великого поста, а подготовка к нему уже идет 2. СМИРЕНИЕ (Неделя о мытаре и фарисее)
…добродетелей я вам желаю — фарисейских, а смирения — мытаря…