Новые Царские врата

Царские врата для главного придела Казанского храма мы ждали, ждали долго. Помним, как с амвона отец Иоанн предложил поставить «всем миром» новые царские врата: и собрали(!) с миру по… необходимую сумму, и приехал мастер из Ростова Великого, который сам мог не только изготовить их , но и расписать, доставить готовые на место, да еще и монтаж произвести! Алексей Грешило зовут иконописца, он позвонил нам  и сказал: «Выезжаю-ждите!»

 

 

Царские врата́ – врата, находящиеся посредине иконостаса. Называются так потому, что чрез них, во время совершения литургии, выносятся Святые Дары – выходит к верующим сам Господь, Царь Славы.
https://azbyka.ru/tsarskie_vrata

Долго ждали мы новые Царские врата, и случились пробки жуткие на пути врат в Малоярославец в тот самый долгожданный воскресный день! Пока пробки обошли- тучи жуткие нашли на небо в тот самый момент, когда машина с вратами остановилась у входных храмовых врат. Небесный водосвятный молебен окропил наши новые (в защитной упаковке) врата!

Прибыли отец настоятель и иконописец Герман, распаковали врата — взглянули и… решили

начать монтаж в сей же вечер и в сей же час (поздний…)!

Ведь мы так долго  ждали новые Царские врата!

Задумывались изначально они по образу « Устюжского Благовещения» — русской иконы Благовещения Пресвятой Богородицы,  написанной в 20-30 годы XII века в Великом Новгороде.        Свое название «Устюжское Благовещение» икона получила благодаря преданию, что пред ней  в 1290 году молился Прокопий Устюжский от избавления Великого Устюга от побиения «каменным градом», явившимися следствием падения  метеорита в окрестностях города. Житие Прокопия сообщает, что во время его молитвы икона замироточила и не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи». Появление  иконы в Москве данное предание также,  как и исторические свидетельства, связывает с Иваном Грозным.

Сквозь царские врата позволяется проходить только священнослужителям.

 «Решение ориентироваться  на  этот образец   было  принято после коллегиального обсуждения, — вспоминает отец Иоанн. — Прихожане нашего храма : художник – график и мозаичист Антипкин  Владимир Иванович, иконописец  Петерсон  Евфросиния Олеговна – постоянные консультанты. Юлия Курилова  — на мой взгляд, очень искренний и интересный иконописец. Кроме наших прихожан сейчас в храме работает приглашенный мастер – Павел Вячеславович Гильбих. Я  старался учесть все мнения».

Сцена Благовещения на иконе представлена в редчайшем иконографическом изводе — со входящим в лоно Богоматери младенцем Иисусом, также использованы апокрифические детали из Протоевангелия Иакова— красная пряжа в руках Девы Марии.

 

«Слава Богу за все, за наши новые Царские врата!- радуется отец настоятель

и продолжает рассуждать: «Я не буду сейчас углубляться в детали наших дискуссий, постараюсь объяснить свою мотивацию. Конечно, у меня есть  какое-то представление о церковном искусстве, его генезисе и динамике,  но для меня важно следующее (даже если это выглядит нескромно!):  можно ли молиться с этим искусством, способствует оно молитве или нет ?  И дело не только в том люблю я или не люблю «академическую» живопись и партесное пение  a la concertino . Мне думается, что в процессе  истории Церковь сумела выработать наиболее соответствующие содержанию формы церковного искусства  – поэзии, живописи, музыки. Они вневременные, они будут всегда. Необходимо только прислушиваться и стараться почувствовать этот резонанс, ощутить  эту гармонию , услышать  симфонию земного и небесного». 

 

Благая весть – одно из важнейших событий Нового Завета. Божий вестник Архангел Гавриил извещает Деву Марию, что у нее родится от Духа Святаго Тот, Кто станет Спасителем всего мира – Богочеловек Иисус Христос. Можно сказать, что все содержание Нового Завета – раскрытие, развитее, следствие этого события, его результат. Евангелие с древнегреческого переводится как Благая весть. http://www.nsad.ru/articles/pochemu-na-carskih-vratah-vsegda-izobrazhayut-blagoveshhenie